Не так давно Интернет бурно возмущался из-за отвратительной концовки «Игры престолов». Сериал, по всеобщему мнению, был очень хорош до последнего сезона, но его финал разочаровал даже самых восторженных фанатов. Ранее то же самое говорили о множестве других подобных телепродуктов. Зрителям действительно часто кажется, что неудачная концовка уничтожает весь сериал, каким бы интересным он ни был в начале. И, по всей видимости, винить в этом нужно не только уставших от своей работы сценаристов, но и человеческую психологию.
Нам очень сложно положить конец отношениям с любимым человеком, даже если расставание оказывается дружеским, без скандалов и обиды на всю жизнь. По сути, здесь проявляется тот же самый феномен. Когда мы становимся поклонниками сериала, литературного произведения, даже канала на «YouTube», у нас возникают так называемые парасоциальные отношения. Это односторонняя привязанность к вымышленным персонажам или знаменитостям. Она может служить удовлетворению социальных потребностей, и в некоторых кругах весьма удачно именуется «суррогатом общения». Когда человек чувствует себя одиноким и отвергнутым, он обычно находит утешение у друзей или семьи. Однако просмотр любимых телесериалов или даже просто размышления о судьбах его героев дают то же самое успокоение, и это доказано в результате соответствующих исследований.
Это приводит к тому, что парасоциальные отношения становятся причиной интенсивных душевных переживаний. Ученые, не поленившись проанализировать тысячи твитов, подтвердили это наблюдение после смерти некоего героя «Игры престолов». 93% этих коротких сообщений соответствовали одной из стадий модели горя Кюблер-Росс - она часто используется для описания реакций, испытывающихся людьми после смерти любимого человека, и включает в себя отрицание, гнев, торговлю, депрессию и смирение. Твиты даже укладывались в типичные сроки, которые обычно длится каждый из этих эмоциональных этапов. Так, например, в середине временного периода выборки превалировала депрессия, но затем она сменилась смирением.
Схожие реакции были обнаружены после немногочисленных смертей значимых персонажей телесериала «Доктор Хаус». Вслед за закрытием «Друзей» опрошенные учеными студенты сообщили о том, что скучают по полюбившимся героям и испытывают огорчение, так как не могут увидеть их снова. Это было очень похоже на потерю близкого человека. Не у всех эти чувства одинаково интенсивны, однако описанные исследования показывают, что у зрителей формируются отношения с вымышленными персонажами, близкие по силе к реальным. Их утрата вызывает настоящую душевную боль.
Это значит, что когда любимый сериал заканчивается, мы испытываем огорчение независимо от того, какая у него вышла концовка - удачная или не очень. Однако плохая почти всегда бывает наиболее болезненной. Здесь свою роль играет так называемое «правило последнего впечатления» - оно говорит о том, что лучше всего мы запоминаем напряженные моменты повествования и его финал. Оно действует для переживаний самого разного рода. Именно из-за него одни дождливые сутки омрачают весь отпуск, а пробка по дороге с работы домой портит впечатление обо всем дне, даже если он был удачным во всех других отношениях.
Наука пока не может сказать наверняка, почему человеческая психика ведет себя подобным образом, однако существует гипотеза, согласно которой пики и финалы являются своего рода референтными точками. Они помогают на основании имеющегося опыта оценить, каких эмоциональных усилий потребует от нас то, что мы собираемся сделать. То есть концовка по умолчанию имеет гораздо большее значение, чем вся остальная часть сериала. И последующие её «проигрывания» в памяти только усугубляют ситуацию. Дело в том, что подобные воспоминания воспроизводятся далеко не нейтрально. Наш мозг в таких случаях запрограммирован спрашивать нас, желаем ли мы вновь испытать пережитое.
Особенно активно в этом процессе участвует островковая доля. Она находится в глубине мозга и включается, когда мы вспоминаем нечто такое, что поначалу доставляло радость, а затем вдруг стало неприятным. Допустим, вы всю жизнь обожали шоколад, но как-то переели его и заработали острую аллергическую реакцию в виде сыпи или раздувшихся губ. Островковая доля будет напоминать об этом случае всякий раз, когда в поле вашего зрения появится характерного цвета лакомство. Тот же самый эффект проявляется при потреблении культурной продукции.
Психологи считают, что мозг подобным образом защищает нас от болезненных переживаний прошлого. Вспыхивающие чувства у некоторых людей, кстати, могут быть даже острее первоначальных. Поэтому если при обсуждении ненормального финала «Игры престолов» вы всякий раз стремитесь сменить тему, это наверняка объясняется штатной работой островковой доли. Она напоминает, что сериал причинил боль, и разговор о нем может привести к столь же печальному результату. Это не очень приятно, но давайте простим мозгу эту слабость - он ставит знак равенства между вымышленной плохой концовкой и настоящей личной трагедией только потому, что пытается защитить нас.