Кадры, подробно описавшие торжество правосудия в стране Йемен, 7 июля, облетели весь мир. С одной стороны они позволяют сказать, что возмездие свершилось. С другой – содрогнуться от ужаса.
Пленка сразу нескольких репортеров запечатлела публичную казнь в столице этого государства – Саны. На площади у главной тюрьмы в понедельник, 6 июля, был убит парикмахер Эхья Хусейн аль-Рагвах. Посмотреть на то, как преступника отправят на тот свет, собралась многотысячная толпа.
Эхья Хусейн был обвинен в изнасиловании и жестоком убийстве 11 летнего мальчика Хамди аль-Кабаса. Подросток в прошлом году в день празднования священного мусульманского праздника Ид-Ад-Атха (в России он больше известен как Курбан-Байрам, День жертвоприношений) зашел к местному цирюльнику подстричься.
Как следует из признаний, сделанных на суде самим Эхья Хусейном, ему понравился маленький клиент. Поэтому сначала он изнасиловал мальчишку, а после, испугавшись последствий и мести родственников, был вынужден убить его. Чтобы скрыть следы преступления убийца расчленил тело на несколько кусков и по одному выбросил их за городом.
Арестовали Эхью Хусейна уже в декабре. Расследование не было долгим – спустя месяц было получено признательное показание и вынесен суровый приговор. Общественность не посвятили во все детали проведенного следствия и процесса. Поэтому трудно судить о том, насколько обоснованным стал вердикт. Во всяком случае, некоторые правозащитники сомневаются, что признательные показание не могли быть получены под воздействием пыток.
Впрочем, в самом Йемене, похоже, сомневающихся в виновности парикмахера не осталось. Толпа ликованием встретила процесс приведения в исполнение смертной казни, внимательно наблюдала не только за всеми приготовлениями, но и за ее заключительной частью. Все это отразила бесстрастная пленка. На ней – каждый этап казни: от вывода закованного в наручники преступника до выстрела палача из автомата.
Эта казнь стала уже девятой в Йемене, одной из 53 стран в мире, где до сих пор существует высшая мера в виде лишения жизни. Но именно убийство Эхью Хусейна вызвало такой ажиотаж среди местного населения и шок в во всем немусульманском мире.
Причин тому несколько. Одна из главных – религиозная. Свое преступление парикмахер совершил (если это действительно он убил мальчишку) в дни одного из самых крупных мусульманских торжеств. Праздник Ид-Аль-Атха – длится три дня, и в течении всего этого времени каждый правоверный истово просит прощения у окружающих за причиненные обиды. Они посещают могилы предков и молят Аллаха о добре и мире. Это время, когда можно получить отпущение грехов, но никак не совершать новые. Таким образом, степень злодеяния, совершенного в такие дни возрастает многократно. Для весьма религиозного населения Йемена это очень важная вещь. Потому-то и реакция на расправу с Эхью Хусейном была соответствующая.
С другой стороны – насилие и жестокое убийство ребенка. Такой аргумент хорошо понимают в западном обществе. Хотя фактами именно насилия над детьми в самом Йемене трудно кого-то удивить. В стране до сих пор процветает торговля детьми. Выдача девочек замуж с исполнением всего круга супружеских обязанностей уже с 5 лет.
Страна нищая и часто дети из бедных семей: мальчики и девочки – вынуждены зарабатывать себе и близким кусок хлеба собственным телом. Часто для этих целей их вывозятся в соседнюю – еще более набожную Саудовскую Аравию. Только в 2008 году правозащитными организациями было зафиксировано несколько сотен случаев насилия над детьми, за которые никто не понес ответственность. И это только те, о которых стало известно.
Не становятся шоком и убийства. Уж точно - они не вызывают такого резонанса, как в случае с парикмахером из Саны.
Так минувшей весной без какого-либо ажиотажа был казнен бывший пилот ВВС страны Абдула Азиз эль-Абди, убивший еврея в прошлом декабре. Суд северо-западной провинции Амран первоначально приговорил его к смерти, поскольку Азис дал признательные показания. Но приговор был смягчен: преступника посчитали психически неуравновешенным, и обязали его выплатить 27 тысяч долларов семье убитого в качестве компенсации – «за кровь». Лишь после протеста еврейской общины, насчитывающей 400 человек Верховный суд пересмотрел это решение. Смертный приговор все-таки был приведен в исполнение.
С точки зрения западного обывателя еще более кошмарно звучит другая история. Жительницу Саны расстреляли в минувшем апреле. Женщина была признана виновной в убийстве мужа. Она утверждала, что лишила супруга жизни из-за того, что он пытался изнасиловать их младшую дочь, которой было на тот момент всего 7 лет.
У 40-летней обвиняемой осталось семеро детей. Женщину приговорили к смертной казни еще в 2003-м году. Но, по законам Йемена, она могла избежать расстрела, если бы кто-нибудь из ее детей выразил такое желание. По словам адвоката, никто из детей этого так и не сделал из-за давления родственников убитого мужа женщины.