В самолет попала молния - эти слова заставляют думать о произошедшей катастрофе, рисуя в воображение будоражащие картины. Особенно это касается пассажиров такого самолёта. Но на самом деле, всё гораздо прозаичнее. Попадание молнии в воздушное судно, это далеко не катастрофа, это даже не опасное событие.
Воздушные полёты считаются самым безопасным и быстрым видом перемещения, но, не смотря на это, авиалайнеры являются причиной страха для многих людей. Многих пугает информация в масс-медиа об ударах молнии.
На самом деле, в каждый воздушный лайнер минимум один раз в 24 месяца попадает разряд молнии. При этом повреждается в основном лишь внешняя часть самолёта, и то незначительно. В крайне редких случаях, может пострадать электронная начинка самолета, как правило, поломки не критичны. Все цифровые приборы самолёта экранируются – защищены от воздействия электромагнитных полей.
Сотрудники авиационных компаний и аэропортов, часто сталкиваются с тем, что в самолет попала молния. Обычно, это штатная ситуация, после приземления транспорт будет отстранён от полётов на некоторое время и детально проверен.
По заверению экспертов, наибольшая опасность, которую представляет молния, это паника среди пассажиров и экипажа. Вид бьющего в твой самолёт электрического разряда является крайне пугающим зрелищем.
При проектировании современных воздушных лайнеров, инженеры особое внимание уделяют безопасности оборудования и его защите от воздействия внешних факторов, а также топливной системы и баков с горючим. Экранирование должно быть такой силы, чтобы защитить системы от 30 000А, которые могут находиться в молнии. При попадании разряда в обшивку корпуса, заряженные частицы двигаются через внешнюю часть фюзеляжа, которая выполнена из алюминия. Это не может вызвать никаких серьезных проблем.
Очень часто, экранирование настолько качественно справляется со своей задачей, что летящие пассажиры не догадываются о попавшей в самолёт молнии. И только небольшая опаленная зона на корпусе, да несколько оплавленных заклёпок будут напоминать о произошедшем.
Также на самолет монтируются специальные разрядники, расположенные на крыльях. Их функция сводится к отводу напряжения в воздух. Вся техника защищается дополнительной экранировкой от электромагнитных волн, которые может вызвать воздушный разряд.
Один из работников исландского аэропорта стал свидетелем прямого удара молнии в авиатранспорт. Находясь на своём рабочем месте, сотрудник почувствовал мощность вспышки, которая осветила огромную площадь пространства вокруг. Само действо Гудмундссон смог запечатлеть на свой девайс.
По словам представительницы компании Wow Air, чье судно и было атаковано стихией, в этом нет ничего страшного и необычного. Проще говоря, ударивший в самолёт один миллиард джоулей, это вполне стандартное явление.
Крис Хаммонд член Balpa на пенсии, объясняет, что кабину лётчиков и пассажирский салон окружает особая оболочка. Она способна пропускать через себя электричество, но не пропустит ток к людям или электронике. Это выглядит как клетка Фарадея или металлическая сетка, укрывающая внутреннее пространство.
Топливные баки и важнейшие авиационные узлы, обеспечиваются дополнительной, достаточно мощной защитой от внешних электрических воздействий. Кроме того, в пустые топливные ёмкости, закачивается инертный газ, который предотвращает вероятность взрыва.
Важно то, что перед эксплуатацией авиалайнера, он проходит тщательную проверку, которая включает в себя симуляцию молниевых разрядов.
Согласно данным статистики, наиболее лакомыми целями для разрядов, являются самолеты, летящие на высоте от 2 км и попадающие в дождевые облака. Пролетающий самолет, может сам вызвать разряд в наэлектризованном облаке.
Серьезные ситуации, в ходе которых авиалайнеры пострадали от стихии, считаются большой редкостью. Последнее происшествие произошло в начале 2014 года. В восточной части Индонезийского воздушного пространства, потерпел крушение легкий самолёт Angkasa Air. Он перелетал через грозу и был поражен разрядом. При соприкосновении с землей умерло четыре пассажира.
Самое страшное происшествие, когда в самолет попала молния, случилось в 1963. Электрический разряд вызвал взрыв авиалайнера Boeing модели 707.
Последовавшее за катастрофой расследование, привело к следующим результатам - Федеральная организация гражданской авиации Америки издала указ об установке на все пассажирские лайнеры, антистатических разрядников.
Руководитель лаборатории университета Кардиффа подтверждает, что современный авиатранспорт, такой как "Боинг" или "Эирбас" имеют конструкционное решение, работающее по принципу Фарадея. Защитная "клетка" из углеродных композитов, покрыта тонким слоем медного сплава. Электрические частицы проходят по этой оболочке, но не может проникнуть внутрь.
Глава Ману Хадда добавил, что электричество никак не сможет достигнуть салона или ёмкостей с топливом.
По его заверению, сила удара молнии, может достигнуть 200 тыс. Ампер. Летящие в лайнере люди, смогут увидеть лишь вспышку в окне иллюминатора и услышать звук. В крайнем случае, пассажиры почувствуют легкий толчок. Так и не поняв, что в них угодила молния.
Авиационная промышленность, это отрасль, которая отличается большой консервативностью. В её сфере постоянно проходят технические испытания, в частности экстремальные проверки на прочность и защищенность. Всё это сделано для минимизации риска путешествующих воздухом людей.
Вся перечисленная информация позволяет сделать вывод, что грозы и молнии, не являются веской причиной отменить запланированное путешествие посредством воздушного транспорта.
Скорее всего, перелетая на самолете, вы даже не узнаете, если удар молнии всё-таки произойдёт.