Во времена СССР было создано множество революционной на то время техники. Один из ярчайших примеров – подводная лодка Ленинский комсомол, которая была лучшей в мире на момент создания.
Она была не первой в своем роде, а третьей. Но стоит отметить, что советские инженеры не копировали проект, того же Наутилуса, который был выпущен немного раньше 1954 г, как многие считают. 12 сентября, на два года ранее, Сталин подписал указ о начале проектирования и постройки лодки. А идея о создании транспортного реактора появилась и того раньше – в 1950 году у Академика Курчатова. То есть, Соединенный Штаты ничего не могут говорить о плагиате их разработок, к тому же строение нашей АПЛ отличается от «Наутилуса», причем во многом - как чертежами, так и основными принципами работы.
Откуда же взялось название «Ленинский комсомол»? Его позаимствовали у другой подлодки, которая была уничтожена в 1943 году. Экипаж этого судна героически сражался, поэтому решили почтить их память.
На сегодняшний момент, она уже находится в непригодности, материал, из которого она сделана давно поржавел, но все еще не теряет исторической ценности и интереса современников. Или же мародёры разрежут на кусочки и сдадут на металлолом. Но, в прошлом, она могла соперничать с другими АПЛ ещё спустя много времени после создания.
Утвердили чертеж и заложили основание для подлодки ещё в 1955 году, 24 сентября, а под воду она была спущена 9 октября 1957. Впервые пошла 4 июля 1958 года. Параллельно с постройкой АПЛ, строилась необходимая для её нормально функционирования береговая инфраструктура. Но делалось это с заметным отставанием, что и замедлило дату использования.
Первая полноценная боевая служба была в водах Атлантического океана, в 1961 году. Благодаря этой подлодки СССР наконец реализовал свою давнюю мечту: проплыть подо льдами около Северного полюса, а именно в водах Северного Ледовитого океана. Уникальность этого события было в том, что экипаж плыл как в ту сторону, так и обратно без дозаправок или остановок. Здесь же была покорена ещё одна «вершина»: уникальная в своем роде высадка около Северного полюс, где был установлен главных флаг ССР. Всех тех, кто участвовал в этом, щедро наградили, а экипаж встречал глава Министерства обороны и сам Генеральный секретарь. Троим людям, которые приняли самое активное участие, присудили звание Героя Советского Союза. Это были А. И. Петелин, Л. М. Жильцов, Р. А. Тимофеев.
Проблемой этой АПЛ было то, что она требовала постоянного ухода за собой, в том числе и многочисленных ремонтов, поскольку поломки были частыми. Дело в том, что создание чертежей и конструирование проводилось в спешке, что привело к многочисленным ошибкам в расчетах. Не были учтены важные моменты, приводившие к тому, что машина была аварийной практически всё время, возникали всё новые поломки, требующие незамедлительного ремонта. Все проблемы решались экипажем, большинство членов которого имели инженерное образование и считались высококлассными профессионалами.
Но самое опасно было в том, что на парогенераторе, из-за слабого проектирования возникали многочисленные трещины. Очень малые, незаметные, но вызывающие утечку воды в радиоактивном корпусе. Последующие латки и сварочные следы также ухудшали состояние генератора, что приводило к облучению всех членов экипажа. Естественно, они знали, на что шли, и никто не мог выразить недовольство. Даже принятые меры по периодическому смешиванию воздуха меж отсеков для равномерного распределения радиации по всей АПЛ, не защитили людей от множеств лучевых болезней. Частым было явление, когда на причале подлодку сразу ждали машины «скорой помощи». Некоторым офицерам даже делали пересадки костного мозга, были и те, кто умер до оказания помощи. Так как это был бы позор для всех инженеров, занимающихся этим проектом и других причастных, то факт смерти от облучения скрывали.
С ней также связаны и другие трагические события. При пожаре, который возник в первом и втором отсеке, погибло 39 человек. Случилось это в 1967 году, 8 сентября, во время выполнения боевой операции в Норвежском море. Благодаря профессионализму и выдержке остальных членов экипажа, подлодка вернулась на базу. Причиной столь ужасного события стала досадная ошибка одного из офицеров: он пытался заменить уплотнительную прокладку, которая находилась на штуцере гидравлической машинки. Так как он собрал не всю жидкость, она вскоре загорелась. Очень повезло, что не чудом не детонировали боеголовки, в том числе и ядерные. Случись взрыв хоть одной из них, это вызвало бы цепную реакцию и последующую гибель всего в округе, так как не известно, смогло бы такое количество ракет взорваться, не подняв при этом огромную волну. Пусть подлодка и была погружена довольно глубоко, но риск был. Командира АПЛ, который и спас его своими самоотверженными действиями, наградили орденом Красной Звезды, а через полгода списали на берег, после отправив на службу в Черноморский флот.
Эта трагедия поставила крест на будущем этого «первенца» советского ядерного строения. Его не ремонтировали, а просто отправили на стоянку. Слишком уж сильные повреждения были у корпуса, на ремонт ушло бы столько денег, как на постройку новой АПЛ, только уже более современной. Гораздо хуже отнеслись к памяти о погибших моряках, которых не похоронили с достоинством, на что они бесспорно заслужили. Все события скрыли, широкая общественность узнала об ужасных событиях на борту, только в 1990-х годах. В планах было сделать из АПЛ музей, но так как финансирование прекратили, ничего не было сделано. Одно можно сказать точно: «Ленинский комсомол» - подводная лодка, вошедшая в историю как величественное произведение рук человека. И только нам решать, будет ли оно забыто и отправлено в утиль, или же там будет сделано место памяти об этом периоде истории СССР.