Аварии на подводных лодках СССР происходили гораздо реже, чем аварии надводных кораблей — требования к проектированию и постройке субмарин на порядок строже. Но последствия этих катастроф были намного трагичнее и разрушительнее. Шансов спастись с тонущей субмарины намного меньше, и, как правило, повреждённые подлодки падали на дно вместе со всем экипажем. Если проанализировать все известные кораблекрушения, то для каждого временного промежутка можно установить самую распространённую причину катастроф подлодок.
О советских подводных лодках довоенного времени известно очень мало. Основной причиной аварий того периода является попадание воды через открытые отверстия (люки, клапаны и пр.). Это происходило из-за ошибок при сооружении субмарины и «человеческого фактора». Во время Великой Отечественной войны число потерь подводных лодок увеличилось — из 211 боевых единиц уцелели 21. Дело в том, что все подводные суда времён Второй Мировой войны работали либо на дизельном, либо на электродвигателе. Дизельный двигатель не мог работать, когда лодка погружалась под воду: объёма воздуха внутри субмарины было недостаточно для продувания балластных цистерн. Электродвигатель требовал регулярной зарядки аккумуляторов, и для этого приходилось всплывать на поверхность, где лодка была заметна с неба. Из-за небольшой скорости подлодки в бою было очень сложно маневрировать.
Но потери связаны не только с непосредственным уничтожением подлодок в бою. В условиях военного времени задача ведения судна усложнилась. Необходимо было ничем не выдавать присутствие судна, то есть приходилось плавать без огней и других способов уточнить своё местоположение. Стали частыми так называемые навигационные аварии — столкновения, посадки на мель и т. д. Условия эксплуатации судов ухудшились, что сказалось на состоянии их технических средств. Частые отказы техники также послужили причинами катастроф. Острая необходимость в увеличении числа подводников привело к понижению качества их подготовки. Несоответствие квалификации людей и возлагаемых на них требований приводили к авариям.
В послевоенное время аварии на подлодках происходили реже – в основном, из-за несовершенств судов. В 1952 году при загадочных обстоятельствах в Японском море потерпела крушение С-117. Установить причину аварии и точное место захоронения судна вместе со всем экипажем до сих пор не удалось. В 50-е годы две подлодки из-за возникшего пожара срочно вернулись на базу. Ещё две субмарины были повреждены в результате столкновения с другим судном. В двух лодках произошёл взрыв дизельного двигателя. У одного судна из-за допущенной ошибки в дизельный отсек попало 40 тонн воды. Под этой тяжестью судно опустилось на дно, но весь экипаж вскоре был спасён. Ещё одна подлодка пострадала от стихийного бедствия и столкновения с подводными камнями.
Вскоре после Второй Мировой войны началась «гонка вооружений» между СССР и США. Соперничество продлилось много лет. За это время в Советском Союзе появилась новая мощная военная техника, началось освоение космоса, и развитие ядерной физике. Огромную силу ядерных реакций решили использовать – как в военных, так и в мирных целях. Одним из устройств, работающим на радиоактивном топливе стала атомная подводная лодка. Новые субмарины по своим характеристикам были гораздо лучше своих предшественников. Атомные подводные лодки отличались высокой скоростью, могли опускаться на любую глубину. Для нормальной работы двигателя необязательно было всплывать на поверхность. В настоящее время атомные подводные лодки составляют большую часть подводных судов ВМФ России. Против стольких достоинств атомная субмарина имела один весомый недостаток. При любой малейшей ошибке сила, скрывающаяся в реакторе, вырывалась наружу.
Одна из аварий на атомной подлодке произошла в мае 1968 года в водах Баренцева моря. Она представляла собой экспериментальное судно, теплоносителем которого служил жидкий металл. Во время плавания экипаж судна должен был провести испытания работы реактора и отработать ряд задач по боевой подготовке. Перед выходом в море судно проверяли на предмет неисправностей. Командир, ответственный за энергетическую установку, сообщил о неготовности лодки к испытаниям, но субмарину всё равно отправили выполнять задание. Утром 24 мая реакторный отсек наполнили радиоактивные газы. Пришлось срочно всплывать, проводить вентиляцию помещений и на одном работающем двигателе возвращаться на берег. По прибытии все члены экипажа были отправлены на лечение.
Результатом аварии стало облучение всего экипажа. Восемь подводников скончались, остальные страдали от острой формы лучевой болезни. С самой подлодкой необходимо было что-то делать. Но полигона для захоронения реакторного отсека не имелось, а для очистки судна концентрация радиоактивных веществ, вышедших из реактора была слишком высока. Больше десяти лет судно стояло у причала. В 1981 году подлодка К-27 была захоронена в Карском море, заполненная битумом. Это не единственный случай выхода реактора из-под контроля. В 60-е годы около восьми субмарин пострадали от различных неполадок в реакторе.
Из всех происшествий 60-х годов самой смертоносной стала катастрофа 1962 года, по числу жертв ставшая второй в истории после американской подлодки «Трешер». Дизельное судно Б-37 находилось возле берега неподалёку от посёлка Полярный. Рядом находилась подлодка С-350. На Б-37 взорвались сразу все боеприпасы, начался пожар. Взрыв повредил броню С-350, в образовавшуюся брешь попала вода, и лодка затонула. В результате аварии погибло 122 человека.
Подводные суда совершенствовались, повышалась техника безопасности, и со временем число аварий уменьшилось. Все аварии на подводных лодках СССР были засекречены, и сведения о них были представлены широкой общественности относительно недавно. В настоящее время стоит помнить о случаях прошлых лет, чтобы не допустить новых катастроф.