Сильный дождь опасен не только тем, что ухудшается видимость, щетки стеклоочистителей не успевают сбрасывать воду с ветрового стекла, а заднее стекло запотевает, но, прежде всего, нарушением нормальных условий сцепления колес автомобиля с дорогой. Во время ливня на дорожном полотне образуется сплошная водяная пленка, создающая как бы жидкостный клин между шиной и дорожным покрытием, — вода не успевает «выжаться» из-под колеса, и в результате сцепление его с дорогой значительно уменьшается. В этом случае надо снизить скорость до 30—40 километров в час и проявлять исключительную осторожность.
Впрочем, опасен не столько ливневый дождь, сколько неожиданный. Если вы едете по сухому асфальту и вдруг попадаете на мокрый участок шоссе, где за минуту до того начался (пусть даже и очень кратковременный, так называемый грибной) дождь (создающий из пыли на асфальте незаметную скользкую пленку наподобие смазки), то немедленно снижайте скорость — иначе при совершенно ясном, безоблачном небе с вами может случиться вполне «грозовая» неприятность. В дальнейшем дождь смоет образовавшуюся пленку, но в первые минуты надо быть очень бдительным.
Гроза как таковая для водителя и пассажиров автомобиля угрозы не представляет, и, попав в зону разрядов, можно не опасаться удара молнии, поскольку металлический кузов изолирован от земли резиновыми шинами. Единственный путь, по которому молния может «проникнуть» в кузов, — антенна, которая до сих пор присутствует на некоторых моделей авто. Ничего страшного, этот гаджет легко убирается.
Опасны во время грозы порывы бокового ветра и вихри. Когда автомобиль выезжает, скажем, из опушки леса на открытое место, бороться с воздействием ветра бывает трудно — резкость движений при большой скорости, как известно, противопоказана, а плавным поворотом руля тут не отделаешься, ведь можно не успеть противодействовать порыву ветра и оказаться в кювете. К тому же заполненном уже влагой с небес...
Речь до сих пор шла о ливневых и внезапно выпадающих дождях. При обычной же ненастной погоде движение надо продолжать, учитывая соответственно складывающуюся обстановку — скользкую дорогу, плохую видимость и т. д. Прежде всего следует уменьшить скорость и соблюдать гораздо большую дистанцию между вашей и впереди идущей машиной — ведь на мокром асфальте тормозной путь значительно увеличивается.
Нужно иметь в виду ухудшение обзорности с места водителя, особенно через заднее стекло — не поленитесь его протирать, когда оно запотевает. Если идущий впереди или обогнавший вас автомобиль забрызгал вам ветровое стекло, не вздумайте тотчас же включать стеклоочиститель — он только размажет по стеклу пелену грязи, которая застелет перед вами дорогу. Даже несколько секунд такой езды чреваты опасностью ведь при скорости 60 километров в час автомобиль за это время пройдет «вслепую» несколько десятков метров. Перед тем как пустить в ход «дворники», включите сначала опрыскиватель, а если на вашей машине его нет, то не поленитесь остановиться и протереть стекло тряпкой.
Нельзя терять бдительности и после дождя. Даже если дорожное покрытие высохло, на нем всегда могут оказаться коварные места, чаще всего у перекрестков с проселочными дорогами. Выезжающие с проселков грузовики наносят на шоссе грязь и глину — такое покрытие бывает иногда похуже гололеда.
Еще более коварны в этом отношении обочины. Не советуем заезжать на них ни во время, ни сразу после дождя. Даже при небольшой скорости (а у неопытного водителя и при трогании с места) это может кончиться плохо. Помните, что от обочины до кювета — один шаг!
И, наконец, будучи застигнуты дождем или туманом в дороге, не начинайте всматриваться чересчур упорно через ветровое стекло прямо перед собой — этим вы только утомите глаза. Старайтесь лучше следить за краем дороги, используя для ориентировки дорожные столбы, побеленные деревья и т. д.
Лужи глубиной более 20—25 сантиметров могут уже оказаться опасными. Во-первых, если заглохнет двигатель, вода может попасть в выхлопную трубу. Во-вторых, лужа нередко скрывает всякие дорожные каверзы — под водой не видно ям, промоин, больших камней и прочего. Поэтому преодолевая затопленные места дороги, следует двигаться на первой передаче, при средних (не изменяемых резко!) оборотах двигателя не выжимая сцепления. Не мешает также и заранее убедиться в том, что глубина затопленного участка не слишком велика и позволяет преодолеть его вброд. Не забывайте, что ваш автомобиль не водоплавающая птица, не амфибия и не моторная лодка. В воде он тонет.
А что делать, если автомобиль действительно окажется под водой? Скажем, упадет в реку, канал или озеро? Это редкая ситуация, но бывает и такое. Главное в этом случае — не суетиться и не стараться сразу же открыть двери и покинуть машину. Из-за давления воды снаружи это вряд ли вам удастся, и вы лишь потеряете силы и впадете в панику.
Правильное решение — спокойно подождать, пока давление снаружи и внутри машины уравняется. В течение того времени, которое для этого понадобится, воздух, еще имеющийся в салоне, позволит вам нормально дышать и подготовиться к всплытию — снять стесняющие движения части одежды и обувь. Затем надо спокойно, не рывком, открыть дверь и всплывать.