Ещё совсем недавно человеческое общество обращалось с душевнобольными просто омерзительно. К ним относились, как к каким-то чудовищам, опасным животным. Люди считали, что на этих несчастных воздействует Луна, что в них вселяется дьявол... Сумасшедших заковывали в кандалы, привязывали к стенам, избивали, применяли другие ничем не обоснованные и крайне жестокие методы "лечения".
Рассказ об ужасах приютов для душевнобольных уместнее всего начать с того, название которого всем нам хорошо известно, даже если мы об этом не догадываемся. Это "Бедлам", находившийся в Лондоне. Это заведение можно считать первым в Европе специализированным учреждением для содержания сумасшедших. Изначально оно называлось "Госпиталь святой Марии Вифлеемской". Обратите внимание на последнее слово в этом названии. Именно оно, впоследствии неоднократно исковерканное, превратилось в "Бедлам". В 13 и 14 веках это была просто больница для бедных, но уже в 15 веке заведение стало специализироваться на душевнобольных.
К этому времени относятся и первые письменные свидетельства о том, как там содержались пациенты. Упоминаются сырые грязные темницы, в которых, среди собственных выделений, томятся люди. В 17 веке один очевидец описал следующую атмосферу в "лечебнице": "крики, визг, рёв, драки, звон цепей, ругань, безумный смех". Однако со временем, поняв, что содержание людей в невыносимых условиях мало чем помогает, персонал заведения начал искать способы лечить их. Методы, разработанные сотрудниками Бедлама непосредственно в этот период, в большинстве своём были довольно мягкими - так, например, в 18 веке особой популярностью пользовались холодные ванны.
Однако о каком-либо понимании корней душевных болезней не было и речи. Если более древние сообщества свято верили, что излечить безумца можно посредством изгнания дьявола, то врачи этой эпохи считали, что болезнь можно "вытянуть" из человека. С этой целью они пускали ему кровь и ставили пиявок. Пациентов подвешивали на стуле к потолку и сильно раскручивали, чтобы вызвать рвоту. Иногда им перед этим давали слабительное, чтобы заболевание обильно выходило сразу с двух сторон организма - через входное и выходное отверстия.
Если вышеуказанные методы не работали, врачи могли переключиться на кожу пациентов. Они наносили порезы или втирали мази, вызывающие появление волдырей. Сегодня нам, скорее всего, не удастся понять образ мысли живших тогда рационализаторов. Как они пришли к мысли, что эти методы помогут людям, страдающим от депрессии или паранойи? Это навсегда останется тайной. Также вас наверняка удивит тот факт, что в Бедламе активно применялось лечение с помощью банок. Если вы молоды и не знаете, что это такое, спросите у родителей. Они наверняка вспомнят этот метод терапии, после которого создавалось впечатление, что человека массировала довольно упитанная лошадь.
Прекрасное представление о том, насколько неверно квалифицировались тогда психические расстройства, дают две скульптуры, появившиеся в Бедламе в 17 веке. Одна из них изображает "меланхолию“, а вторая - "безумие". Первая фигура неподвижно лежит, другая прикована цепью и на её лице читается тревога. Современный психиатр диагностировал бы у них соответственно депрессию и, возможно, какое-то психотическое состояние. Впрочем, подобные заблуждения, коренящиеся в недостаточном знании, были свойственны людям той эпохи и во всех других сферах жизни.
В восемнадцатом веке Бедлам продолжал сохранять нехорошую репутацию - пациентов избивали и морили голодом, пытаясь довести до изнеможения того "зверя", который якобы в них таился. Понятно, что пациенты часто не выдерживали издевательств и гибли. В связи с чем в заведении приобрели популярность анатомические сеансы, приблизительно в это время и вошедшие в моду в Европе. Но в 19 веке всё, что случалось в Бедламе, перестало оставаться в Бедламе, и правительство Великобритании начало интересоваться тем, что там творится. Его представители увидели голых людей, прикованных к стенам. Несчастные кричали, стонали, были сильно истощены. Выяснилось, что Бедлам иногда зарабатывал, как самый настоящий зоопарк - заплатив несколько шиллингов, совершенно посторонние люди могли проходить в него и разглядывать пациентов, закованных в цепи. Некоторые посетители непонятно зачем записывали тот бред, который несли эти безумцы.
В США тоже были свои лечебницы для душевнобольных, и слава самой жестокой из них принадлежит заведению, находившемуся на острове Блэквелл. Молва о бесчеловечности здешних врачей распространилась по всему Нью-Йорку. В 1887 году журналистка Элизабет Кокран совершила самый настоящий подвиг - она притворилась безумной и позволила заключить себя в эту больницу, чтобы взглянуть на происходящее собственными глазами. Там она вела себя совершенно нормально, но врачи относились к ней, как к сумасшедшей. По всей видимости, они просто не были научены отличать обычных людей от больных.
В стенах учреждения девушка записала ужасающий рассказ одной из пациенток, которым потом поделилась с общественностью: "Когда я заплакала, медсестры избили меня ручкой от метлы и прыгали на меня. Потом мне связали руки и ноги, накинули простыню на голову, туго завернули вокруг горла, чтобы я не кричала, и засунули в ванну с ледяной водой. Они держали меня там, пока я совсем не отчаялась и потеряла сознание". Врачи сломили волю женщины, которой принадлежат эти слова, но никоим образом не помогли с той болезнью, что у неё была.
Представления американских врачей в то время мало чем отличались от тех, что бытовали в Великобритании - лечение по большей части основывалось на "очищении" от болезни. Это было так называемое "гуморальное" лечение, которое, как мы уже знаем, могло включать в себя кровопускания, вызывание волдырей и нарывов, а также удаление всего содержимого желудка. Однако один американский "врач" смог зайти ещё дальше в этом безумии. Его звали Генри Коттон, и он в начале 20 века работал в психиатрической больнице Трентон в Нью-Джерси. Он считал, что душевные болезни имеют инфекционный характер, и по его распоряжению хирурги удаляли у пациентов миндалины и гнилые зубы, которые могли быть источником заражения. Когда это не дало практического результата, удалению стали подвергаться участки желудка, кишечника, щитовидной железы, толстой кишки, а также аппендиксы и желчные пузыри. Не удивительно, что многие больные, содержавшиеся в этом учреждении, погибли от "лечения", которое им предлагалось. Примерно в то же время и в той же стране работал другой шарлатан, который пытался лечить психические болезни посредством малярии. По его убеждению, переболев ею, люди обрели бы полную вменяемость. Около 15 процентов заражённых им людей умерли.
В некоторых частях света до сих пор используются крайне странные с точки зрения современного человека методы лечения психических болезней. В тех же США совсем недавно одна весьма набожная семья попыталась сделать это с помощью экзорциста. Речь в данном случае, естественно, не идёт о психиатрических лечебницах, но суть этих попыток "исцеления" удивительно похожа на те методы, что были описаны выше - человека связывают, морят голодом, оставляют в беспомощном состоянии и пытаются извлечь какую-то зловредную сущность. По некоторым оценкам, до 50 процентов американцев верят в то, что одержимость демонами реальна. В России этот процент наверняка поменьше, но он легко может повыситься, если продолжится процесс воцерковления страны.
Подобные суеверия носят универсальный характер. Это тема для отдельной большой статьи, пока же, в заключение этой, можно привести примеры из интервью, которое дал директор одного из крупнейших психиатрических лечебных центров Таиланда. Он рассказал, что когда его подчинённые впервые отправились в деревни на севере страны, практически в каждой из них они находили людей, запертых либо в клетках, либо в особых комнатёнках. Местные жители использовали собственные способы их "лечения" - чаще всего приносили кур и вино каким-то местным духам, которые, по их мнению, могли изгонять демонов из людей. При том, что почти все эти "душевнобольные" оказались всего лишь детьми, страдающими аутизмом. За время экспедиции психиатрам удалось найти лишь одного человека, которому требовалась серьёзная психиатрическая помощь. Это была женщина, убеждённая в том, что она шотландская принцесса.
Сегодня эту несчастную будут лечить с состраданием и уважением к её личности, однако ещё век назад в большинстве стран мира её одели бы в смирительную рубашку и ввели в искусственную кому, намеренно понизив уровень сахара в крови. Это действительно один из методов лечения, применявшихся в начале 20-го века. Также у неё могли бы вызвать судороги или начать относиться, как к самому настоящему ребёнку - кормить из бутылочки и носить на руках, как новорожденную. В наши дни самое ужасное, что может ждать пациента психиатрической лечебницы - это электрошоковая терапия, но она используется не очень часто, лишь в самых крайних случаях. Что, наверное, говорит о похвальной гуманизации человеческого общества.