Телепаты, медиумы, ясновидцы, экстрасенсы - им верит огромное количество людей во всём мире. Однако ещё ни одному из них не удалось доказать и подтвердить наличие у себя хоть каких-то способностей, кроме как обманывать доверчивую публику.
В сороковых годах прошлого века юный иллюзионист Джеймс Рэнди гастролировал по стране, демонстрируя соответствующего характера трюки. Его привело в ужас количество людей, искренне веривших в то, что он обладает какими-то таинственными способностями. Это побудило молодого человека стать разоблачителем обмана, с помощью которого самозваные маги выкачивают деньги из невежественного населения. В 1964 году в радиоэфире Рэнди предложил 1000 долларов каждому, кто представит научное доказательство своих паранормальных способностей. В 1996-ом он создал Образовательный фонд Джеймса Рэнди (JREF), а в 2002 году премия была увеличена до миллиона долларов.
К заявке на получение премии претендент должен приложить нотариально заверенную форму с подробным описанием своей способности. Он также должен согласиться пройти научное испытание заявленного таланта. JREF оценивает возможность его проверки, степень опасности эксперимента для участника и некоторые другие параметры. В случае одобрения заявки стороны обсуждают подробности предварительной демонстрации и договариваются о времени её проведения. Если претендент успешно проходит этот этап, назначается второе, финальное испытание - с более строгими научными критериями.
За время существования премии её пытались получить тысячи экстрасенсов, медиумов и прочих шарлатанов. Некоторые из них по здравом размышлении сходили с дистанции. Некто Л. Колвин утверждал, что может со стопроцентной точностью предсказать, какой из 30 квадратов, используемых в американском аналоге «Своей игры», будет содержать, допустим, «Кота в мешке». Он обратился в JREF, ему дали адрес местного представительства для подачи заявки, но там его так и не дождались. Джулиан Голдберг утверждал, что способен излучать из ладони магнитное поле в «500 раз сильнее обычного». «Супергерой» перестал отвечать после недолгой электронной переписки. Некто Ян Лихи декларировал, что вызывает силой разума НЛО. Переговоры заглохли, когда его попросили уточнить, что он считает НЛО и чем они отличаются от северного сияния или любого другого естественного явления.
Гаваец Ачау Нгуен пытался доказать свои телепатические способности посредством передачи небольшого объёма информации помощнику. Представители JREF проверили обоих участников металлодетектором и осмотрели их на предмет наличия передающих устройств. Ассистента посадили в отдельное помещение, дав ему ручку и два листа бумаги. Всё происходящее записывалось на камеру, также в комнате присутствовал наблюдатель. В соседнем зале было многолюднее - здесь было несколько исследователей, операторов и небольшая зрительская аудитория. Нгуену дали два запечатанных конверта, в каждом из которых было по тридцать карточек. Он должен был выбрать один из них, а из него 20 картинок. После этого изображения перетасовали и разложили на виду у зрителей. Экстрасенс должен был телепатически передать получившуюся последовательность своему ассистенту. Эксперимент завершился полным провалом - 20 ошибок из 20 возможных. Через несколько дней Нгуен прислал в JREF письмо с извинениями. В нём он обвинил в неудаче помощника, который, по его словам, недостаточно хорошо сосредоточился.
Ещё один достойный упоминания эксперимент состоялся летом 2007 года. Некто Розмари Хантер решила научно зарегистрировать ниспосланный её сверху дар силой мысли заставлять людей писаться. В заявке она честно описала возможные побочные эффекты у подвергающегося воздействию человека - неконтролируемый смех, слюнотечение, плач и, внимание, заживление небольших ран. Стороны договорились, что у мочегонной волшебницы будет 15 минут, чтобы заставить описаться Джеффа Вагге, одного из сотрудников JREF, который опорожнит мочевой пузырь перед началом эксперимента. Розмари могла дотрагиваться до Джеффа и говорить ним, но ей было запрещено пользоваться посторонними предметами. Тому, в свою очередь, не было разрешено надевать подгузник или любое аналогичное средство удержания жидкости. Описался ли в результате Джефф? К сожалению для Розмари, он не проронил ни капли.
Образовательный фонд Джеймса Рэнди неоднократно сам предлагал забрать премию известным личностям, заявлявшим о своих паранормальных способностях. Многие профессиональные экстрасенсы на протяжении всей своей карьеры игнорировали эти вызовы или отвергали их. Некоторые соглашались, но затем под различными предлогами срывали договорённости. Так, в частности, поступила известная на весь мир медиум Сильвия Браун. Она в 2001 году пообещала пройти проверку, однако отказалась от этой идеи и не отвечала на дальнейшие приглашения до самой своей смерти в 2013 году. Проигнорировали вызов не менее знаменитые экстрасенсы Джон Эдвард и Ури Геллер, заклятый враг Джеймса Рэнди, которого тот изобличал как шарлатана с семидесятых годов прошлого века.
В 2008 году JREF публично бросил вызов британскому бизнесмену Джеймсу Маккормику. Принадлежащая этому деятелю компания «ATSC» зарабатывала огромные деньги, продавая устройство, которое называлось «ADE 651». Оно позиционировалось как дистанционный детектор и, согласно техническим характеристикам, могло обнаруживать оружие, взрывчатку, наркотики, человеческие тела и слоновую кость на расстоянии до 1 километра под землей и водой, а также за различными препятствиями. Маккормик от научной проверки этого чуда техники отказался. Впрочем, после шумихи, поднятой JREF и другими подобными организациями, соответствующие испытания были проведены государственными экспертами. В 2010 году экспорт детектора был запрещен, а в офисах «ATCS» прошли обыски. Маккормик был признан виновным в мошенничестве и отправился за решётку на 10 лет.
В 2015 году Джеймс Рэнди, которому исполнилось 85 лет, ушёл на пенсию и отменил свою премию. Его фонд к тому времени просмотрел более 1000 претендентов, и ни одному не удалось доказать наличия у себя каких-либо сверхъестественных способностей. Многие жаловались на несправедливость, лицемерие и подлые приёмы со стороны «проверяющих», на отсутствие гарантий того, что фонд выплатит миллион долларов. Кроме того, критики деятельности организации упрекали её в том, что она отвергает претендентов, у которых способности действительно наличествуют, зато допускает к экспериментам фриков и даже психически больных людей. Фонд в ответ на эти претензии заявил, что миллион долларов вложен в облигации и ждёт своего обладателя, обнародовал требования, предъявляемые к претендентам, и организовал трансляцию испытаний в прямом эфире в Интернете.
Жалобы экстрасенсов касались и того, что в силу неординарности своих способностей они не могут каждый раз демонстрировать их на 100%, особенно в присутствии публики, оказывающей моральное давление. Однако этот аргумент теряет всякую убедительность перед лицом одного упрямого факта - за 20 лет работы Образовательного фонда Джеймса Рэнди ни один медиум, телепат или специалист какого-либо другого экстрасенсорного профиля не показал тот самый стопроцентный результат ни разу. Что невозможно чисто статистически. Кроме того, та же самая картина наблюдается в их выступлениях в рамках точно таких же программ и премий, недостатка которых в настоящее время нет. Ни одному экстрасенсу не удалось доказать, что он способен на что-то такое, чего не могут делать обычные люди. Вроде бы уже пора остановиться и перестать дурить народ, но этого не дождёмся ни мы, ни наши дети и внуки.