В 1959 году была проведена одна из самых необычных экспедиций в новейшей истории человечества. Длина её маршрута составила 8500 километров, а основным участником стала ледяная глыба весом чуть более трех тонн.
Идея путешествия родилась за год до описываемых событий, причем не у его участников, а у журналистов с «Радио Люксембург». СМИ предлагало пари всякому, кто согласится перевезти лед из района Полярного круга до указанной точки на экваторе планеты – по суше. Претендент на приз должен был соблюсти всего лишь одно условие: не использовать искусственное охлаждение. За каждый доставленный килограмм станция обещала выплатить 100000 франков - это примерно 16000 долларов по нынешнему курсу. Всего акулы микрофона были готовы раскошелиться за три тонны льда, то есть на 48 миллионов долларов.
«Радио Люксембург» в силу каких-то причин считало, что эта задача невыполнима, и никто не возьмется за её решение. В самом деле, довольно трудно представить, что глыбу льда можно перевезти из Арктики к экватору, сохранив хоть малую её часть в течение нескольких недель путешествия. Однако один человек все же принял вызов. Это был Биргер Натвик, руководитель норвежской компании «Glassvatt», занимавшейся производством изоляционных материалов. Он не сомневался, что его продукция сохранит лед в целости и сохранности, а деньги, стоявшие на кону, оказались бы не лишними для любого нормального капиталиста. В рамках подготовки экспедиции норвежец развил бурную деятельность, которая широко освещалась в СМИ. К сожалению, «Радио Люксембург» в какой-то момент осознало, что может попросту разориться, поэтому отказалось от пари и выплаты приза. Натвика, однако, это ничуть не смутило. На пополнение финансового счета компании рассчитывать, естественно, уже не приходилось, однако рекламный потенциал экспедиции показался ему огромным.
Через год все было готово к началу пробега. Глыба льда в окружении небольшой свиты должна была преодолеть путь от норвежского городка Му-и-Рана до Либревиля, столицы современного Габона. Маршрут проходил через Копенгаген, Гамбург, Брюссель, Париж, Алжир, Нигер - из одного из самых холодных районов планеты к экватору, где жарко круглый год. Руководителем экспедиции был назначен Сиверт Клеван, опытный инженер, отличавшийся превосходными навыками общения с публикой. В команде было несколько водителей, механик и две съемочные группы. Затея привлекла внимание множества спонсоров. Финансирование экспедиции взяли на себя компании из восьми государств. «Shell» закрыла потребность в топливе, а «Scania» предоставила грузовик.
Выпилить трехтонную глыбу из арктического ледника оказалось непросто, поэтому было решено нарезать 200-килограммовые блоки. Они были доставлены в исходную точку маршрута по воздуху. Здесь их приморозили друг к другу, придав нужную форму и поместив в специально сконструированный железный контейнер. Затем наступил черед изоляционных материалов - в этом качестве выступили дерево и 25 сантиметров стекловаты. Также в машину погрузили 300 килограмм лекарств для одной из габонских больниц.
Экспедиция стартовала 22 февраля 1959 года. Европейский отрезок её маршрута был пройден легко - температура держалась в комфортной для льда зоне, а дороги отличались превосходным качеством. В крупных городах небольшую колонну машин аплодисментами и приветственными криками встречали толпы зрителей. По Парижу она проехала в сопровождении полиции - до мэрии, где градоначальник дал обед в честь путешественников. Прибыв в Марсель, экспедиция погрузилась на паром и переправилась в гораздо менее гостеприимную Африку. Дальше её маршрут в основном пролегал по раскаленным пескам Сахары.
Понятно, что это была самая сложная и опасная часть путешествия. Угроза нависла не только надо льдом, который грозило растопить жаркое солнце, но и над членами экспедиции. Дело в том, что в некоторых частях самой знаменитой пустыни Земли шла война. Здесь было полно вооруженных людей, движимых непонятными мотивами. Они представляли огромную угрозу. Бандиты могли напасть из-за медикаментов, находившихся в грузовике. Также существовала угроза того, что европейцев похитят ради выкупа или выдвижения каких-то политических требований. По этой причине в самых опасных частях Сахары экспедицию сопровождал отряд французского Иностранного легиона.
Военные требовали, чтобы экспедиция двигалась как можно быстрее, останавливаясь только по самой серьезной необходимости. И в какой-то момент то, что задумывалось как громкая рекламная акция, превратилось в самую настоящую борьбу за выживание. Перемещаться быстро получалось далеко не всегда. Сахара никогда не славилась хорошими дорогами. Ровно наоборот - в то время их здесь почти и не было. Часто ехать приходилось по зыбкому песку, и тяжелый грузовик постоянно застревал. Всякий раз люди проводили по несколько часов под палящим солнцем, высвобождая машину и её драгоценный груз. Впрочем, у путешественников от этого участка маршрута остались и приятные впечатления. Однажды они повстречали туарегов на верблюдах и напоили животных водой начавшего подтаивать льда. Операторы запечатлели на кинопленку, как корабли пустыни пьют жидкость, которая могла стоить полтора десятка тысяч долларов за литр.
В конце концов, негостеприимные пески Сахары остались за спиной, и остаток пути пролетел практически незаметно. Экспедиция финишировала через 27 дней после старта. Осталось узнать, сколько льда удалось довезти до конечной точки назначения. Люди с трепетом смотрели, как извлекается из контейнера глыба, которую они провезли через полмира. Результат оказался ошеломительным. Если в момент отправления она весила 3050 килограммов, то теперь, спустя почти месяц, на раскаленном от жары экваторе, в ней было 2714. Растаяло всего 336 кг, менее 12 процентов. Если бы «Радио Люксембург» не испугалось убытков, оно выплатило бы около 43 миллионов долларов по нынешнему курсу. И 60 лет назад, и сегодня это был бы самый дорогой лед на планете.
Как бы то ни было, его использовали самым наилучшим образом. Небольшую часть отправили в Норвегию, а все остальное разрезали на кусочки и раздали местным жителям. Хроника сохранила кадры, на которых видно, с каким искренним восторгом ощупывают и посасывают лед люди, которые никогда прежде его не видели. Члены экспедиции, о подвиге которых узнал весь мир, были приглашены на обед к президенту Франции Шарлю де Голлю, но для этого им пришлось бы лететь из Либревиля в Париж. Люди, однако, были сильно измучены и решили отказаться от этой чести. Они поспешили домой, к семьям. Изо льда, переправленного в Норвегию, были изготовлены напитки, которые подавались публике на премьере документального фильма об экспедиции. Компания «Glassvatt» получила отличную рекламу. Она продолжает производить изоляционную стекловату до сих пор. Правда, уже под названием «Glava AS».