В данной статье приведено восемь малоизвестных фактов о круизных лайнерах – их характеристиках, организации работы обслуживающего персонала, внешнем виде кораблей и так далее.
Самые крупные круизные лайнеры принадлежат к классу «Оазис» и эксплуатируются компанией «Royal Caribbean». Они больше походят на плавучие города, чем на корабли. 2700 кают, двадцать ресторанов, крытый парк, все остальные полагающиеся туристам заведения, помещения и развлечения – это действительно нечто совершенно грандиозное. Самый большой из них имеет около 365 метров в длину. По этому параметру с ним не могут сравниться даже авианосцы. «Титаник» на его фоне казался бы жалким недомерком. Легендарный корабль не вместил бы и половины пассажиров, которых берет на борт лайнер класса «Оазис». При этом на современных судах никому не придет в голову забивать сотнями человек трюмы, куда на том же «Титанике» продавались билеты третьего класса.
Подавляющее большинство современных круизных лайнеров окрашены в белый цвет, и дело тут не только в эстетических предпочтениях их владельцев. Корабли постоянно находятся в открытом море, где невозможно найти укрытие от солнечного света. Белая краска отражает это излучение, помогая охлаждать внутренние помещения и поддерживать комфортные условия для пассажиров и экипажа. Это прямая экономия денег, так как в противном случае на судах этого типа пришлось бы устанавливать дополнительные кондиционеры. В немалом, надо заметить, количестве.
Круизным лайнерам требуется внушительное количество энергии. Самые крупные из них сжигают около двухсот пятидесяти тонн топлива в сутки. Одной из характерных особенностей кораблей этого типа исторически являются дымовые трубы. В прежние времена их количество доходило до четырех, но современные двигатели используют более чистое топливо, поэтому вполне могут обойтись одной. Тем не менее, на большинстве круизных лайнеров их все-таки две. Почему? Дело в том, что людям нравятся дымовые трубы, и установка дополнительной является своего рода рекламным ходом, призванным привлечь потенциальных клиентов.
На всяком круизном судне есть внутренние помещения, куда никогда не заглядывают отдыхающие. Здесь живут сотни человек, задействованные в обслуживании туристов, а также экипаж корабля. Это небольшие каюты, чем-то напоминающие военные казармы. В большинстве случаев они находятся ниже ватерлинии, поэтому насладиться видом из иллюминатора у их обитателей не получится. Иногда на этом же уровне располагаются каюты для пассажиров – как правило, тех, кто желает немного сэкономить. На лайнерах одной из компаний в подобных номерах устанавливают экраны, на которые подается сигнал с видеокамер, расположенных по бортам судна – это позволяет создать иллюзию, что пассажир находится не в замкнутом пространстве ниже уровня океана, а где-нибудь на палубе. Единственное, чего здесь не хватает, это морского запаха и свежего бриза.
По сравнению с большинством видов современного транспорта круизные лайнеры движутся совсем небыстро. Их скорость обычно не превышает сорока километров в час. Однако даже этого достаточно, чтобы, постоянно находясь в пути, преодолеть за год около 130000 км. Это чуть более трети расстояния до Луны или три с лишним кругосветных путешествия ровно по экватору. Лайнерам, однако, иногда приходится долго стоять в портах. Наиболее показательными в этом отношении стали последние два года. Немногие сферы бизнеса пострадали от пандемии сильнее, чем туристические морские перевозки. Не лишним будет вспомнить, что одна из первых заметных вспышек COVID-19 произошла именно на круизном лайнере – он называется «Diamond Princess». Отметим, что некоторые корабли этого типа не стояли без дела. В разгар эпидемии они были превращены в плавучие госпитали и помогли спасти множество человеческих жизней. Это не первый случай использования круизных лайнеров в чрезвычайных ситуациях. Во время ликвидации последствий урагана «Катрина» они приняли на борт десятки тысяч лишившихся крова людей.
Большинство крупных круизных лайнеров принадлежат американским компаниям, но их почти никогда не регистрируют на родине. Практически все эти корабли ходят под флагом Либерии. Несложно догадаться, что вызвано это причинами экономического характера. Африканская страна создала самые благоприятные условия для судовладельцев. Это и стоимость регистрации, и налоговые ставки на прибыль, и местные трудовые законы, позволяющие платить экипажам сколь угодно малую официальную заработную плату.
Туристы, находящиеся на круизных лайнерах, потребляют огромное количество еды. Только на выпечку хлеба у поваров уходит около 700 кг муки в день. Расход яиц за тот же промежуток времени составляет приблизительно 2500 штук. Шведский стол здесь накрывается ежедневно. По сообщениям с мест, питаться с него следует с большой долей осторожности. Запасы продовольствия на кораблях пополняются нерегулярно, поэтому еда часто подается повторно. Это приводит к парадоксальной ситуации, когда дешевый шведский стол оказывается безопаснее для желудка, чем более дорогой. Если подсохшие вареные яйца и поджаренный бекон можно относительно спокойно есть на второй-третий день, то суши, роллы и прочие изыски портятся очень быстро.
Впрочем, пассажиры привыкли все-таки питаться в ресторанах за отдельную плату, хоть это и увеличивает стоимость круиза. И владельцы кораблей проявляют максимум изобретательности, чтобы удовлетворить их вкусы. На всяком крупном лайнере имеется несколько отличных ресторанов, в том числе специализированных. Здесь принято устраивать тематические мероприятия и предлагать экспериментальные меню. Это может быть ужин молекулярной кухни в декорациях «Алисы в Стране чудес» с фиксированной ценой на все блюда, шоколадные вечера или традиционная японская чайная церемония.
Стоит отметить, что компании, владеющие интересующими нас судами, нередко обращаются за вдохновением к самым раскрученным кулинарам. Знаменитые шеф-повара, прославившиеся ведением телевизионных программ, курируют кухню тех или иных круизных линий. Британец Джейми Оливер сотрудничает с «Royal Caribbean», американец Томас Келлер подбирает меню для «Seabourn Cruise Line», а его соотечественник Гай Фиери дает волю своей фантазии на кораблях «Carnival Cruise Lines».
Современные круизные лайнеры почти немыслимы без бассейнов, казино, театров, живой музыки, тренажерных залов и спа-салонов. Однако некоторым операторам кажется, что этого все-таки недостаточно, в связи с чем они выдумывают уникальные развлечения, призванные привлечь клиентов. Например, на лайнерах компании «Royal Caribbean» можно встретить аэротрубы, позволяющие почувствовать себя парашютистом, не прыгая с самолета. Здесь же есть бассейны с искусственными волнами для серфинга. На некоторых кораблях «Holland America» обустроены художественные музеи, а на лайнере «Queen Mary 2», принадлежащем «Cunard Line», работает планетарий.
Нельзя обойти вниманием и поездки, организующиеся крупными группами единомышленников. Это одни из самых любимых клиентов круизных компаний. Здесь можно упомянуть, например, ежегодное плавание, устраивающееся поклонниками Зумбы – танцевальной фитнес-программы, основанной на популярных латиноамериканских ритмах. Отплывающий из Майами лайнер выкупается полностью и пребывание на его борту, по отзывам участников, является очень жарким. Из Сиэтла отправляется в океан корабль, на котором собираются конспирологи, то есть разоблачители различных теорий заговора. Можно только предположить, как сильно здесь достается на орехи правительству, военным, инопланетянам, рептилоидам и прочим сущностям, которых традиционно принято подозревать в желании установить господство над человечеством. Наконец, вызывает умиление круиз «Мяу-мяу» с портом отправления Майами. Несложно догадаться, что он собирает любителей котиков. Иронично то, что ни одна кошка на борт лайнера не допускается.