В данной статье рассказывается о пяти необычных видах вооружения, применявшихся в Первой мировой войне.
Этой махине так и не довелось поучаствовать в боевых действиях на фронтах Первой мировой войны. Российский инженер Николай Лебеденко, взяв за основу конструкции два, по сути, колеса обозрения, попытался создать боевую машину, которая, как выяснилось впоследствии, превзошла размерами самые крупные танки Второй мировой. Третье колесо, имевшее гораздо меньший диаметр, находилось сзади и стабилизировало этого монстра. Строительство «Царь-танка» было одобрено лично Николаем Вторым, перед которым Лебеденко устроил весьма оригинальную презентацию. Конструктор соорудил небольшой прототип машины с пружинным движителем, завел его и отпустил, в результате чего потрясенный монарх увидел, как игрушка легко забралась на несколько сложенных друг на друга книг. Находясь под впечатлением от этого «чуда», Николай выделил инженеру огромную по тем временам сумму денег.
Описанная конструкция могла решить проблему перемещения танка по полю боя посредством реализации очевиднейшей идеи – просто переезжать все, что попадается на пути. Корпус машины был слабо бронированным и поднимался вверх на несколько уровней, на которых должны были располагаться солдаты, ведущие огонь из винтовок и пулеметов. Единственный прототип «Царь-танка» был построен в 1914 году. Огромные колеса приводились в движение двумя двигателями мощностью 250 лошадиных сил, однако эта энергия передавалась неэффективно. Но самым критичным недостатком конструкции оказалось заднее колесо, на которое приходилась слишком большая нагрузка. Оно вязло в любом грунте. Также на этапе строительства прототипа стали очевидны проблемы практического плана, вызванные странной конфигурацией машины. Огромные колеса танка катастрофически сужали сектор обстрела для экипажа, в то время как сами они были уязвимы для вражеского огня. Построенный прототип был продемонстрирован публике лишь единожды, причем в ходе этого мероприятия его заднее колесо также намертво увязло.
Во время Первой мировой войны многие виды вооружения были применены впервые в истории, однако мало кто знает, что здесь же иногда прибегали к оружию, устаревшему сотни и даже тысячи лет назад. Это, в частности, касается дубинок и булав. Использовали его солдаты, совершавшие ночные вылазки во вражеские траншеи. Огнестрельное оружие для данной задачи не подходило, так как производило слишком много шума и могло привлечь ненужное внимание. Целью подобных рейдов было не овладение позициями, а уничтожение вражеских орудий и складов, сбор разведданных и захват языков. Траншейные дубинки заметно различались по конструкции. Они усеивались шипами и гвоздями, колючей проволокой или просто острыми кусками металла. Некоторые солдаты на этом не останавливались и изготавливали моргенштерны, булавы, цепы и палицы. Те, у кого не хватало фантазии, обходились топориками и саперными лопатками. Как выглядело боевое применение этого арсенала, лучше не представлять. Наверняка это было жестокое, кровавое месиво.
Сегодня дробовики весьма распространены. Они состоят на вооружении у полиции и даже находятся в гражданском обороте. Поначалу, однако, это оружие казалось настолько страшным и негуманным, что его запрещения требовали даже на дипломатическом уровне. Дробовики были изобретены в США на стыке 19-го и 20-го веков, а впервые использованы в боевых условиях в 1900 году на Филиппинах. Двести Винчестеров модели 1897 года помогли американцам подавить восстание местных племен. В Первую мировую войну США вступили лишь весной 1917-го, когда она близилась к завершению. На вооружении американской пехоты к тому времени находились уже гораздо более совершенные Ремингтоны модели 11-87. Эти дробовики были оборудованы цевьем, не нагревавшимся во время стрельбы и позволявшим вести более интенсивный огонь. Кроме того, они имели выступ для крепления штыка. Ствол ружья был укорочен по сравнению с охотничьей модификацией, а солдатам выдавались исключительно патроны с картечью.
Дробовик был пятизарядным и вычищал вражескую траншею на десятки метров вглубь. Он оказался настолько смертоносным, что Германия заявила официальный дипломатический протест против его использования. Авторы документа ссылались на Гаагскую конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны от 1907 года, которая запрещала применение оружия, причиняющего излишние страдания. Государственный секретарь США Роберт Лансинг, ознакомившись с этим обращением, заявил, что на дробовики это ограничение не распространяется. Немцы в ответ пообещали расстреливать всякого американского солдата, захваченного в плен с подобным оружием. США же пригрозили смертной казнью немцев, вооруженных огнеметами и зазубренными штыками.
В начале 20 века боевая авиация развивалась стремительно. Сначала самолеты научились выполнять функции воздушных разведчиков, затем получили вооружение, способное сбивать летательные аппараты противника. Ещё через какое-то время появились бомбардировщики, но они, к огромному сожалению своих проектировщиков, в силу несовершенства технологий не могли брать на борт сколько-нибудь значимую полезную нагрузку. В 1911 году итальянские инженеры попытались обойти эту проблему с помощью дротиков. Они весили несравненно меньше бомб, и даже самолеты с маломощными двигателями могли поднять несколько сотен этих очень острых и сравнительно длинных металлических пик. Полет снарядов стабилизировался посредством хвостового оперения.
После начала интересующего нас конфликта первыми их использовали французы. Дротики помещались в контейнер, крепившийся с внешней стороны к днищу самолета. Пролетая над вражескими позициями, пилот дергал за трос, тянувшийся к крышке ящика. Снаряды устремлялись к земле, набирая скорость и увеличивая свою кинетическую энергию. Попав в цель, дротики пробивали стальные шлемы и обмундирование, и наносили страшные внутренние повреждения, оказавшись в теле человека. Со временем их стали использовать все стороны мирового конфликта, причем чрезвычайно активно. Известно, например, что всего один французский пилот в 1915 году обрушил на врага около 18000 этих снарядов за сутки. Впрочем, присмотревшись к боевой эффективности и, если так будет уместно выразиться, соотношению цены и качества, военные разочаровались в авиационных дротиках. Они были неуправляемыми, и попадание в цель было огромной удачей. Чтобы придать им энергию, пилотам приходилось забираться на большую высоту, что дополнительно снижало точность снарядов.
Пулеметы были изобретены ещё до Первой мировой, и их появление в огромной степени изменило облик войны. Они обрушивали на противника настоящий ливень из свинца. Оружие не отличалось особой точностью, но необходимости в ней, как правило, и не было. Наступление на вражеские позиции огромными массами пехоты потеряло смысл, так как пулеметы были готовы скосить сколь угодно много людей за небольшой промежуток времени. Неизбежным результатом этого стала окопная война. Солдаты противоборствующих армий сидели друг напротив друга в траншеях, боясь высунуть голову, так как весьма часто это безрассудство завершалось точным выстрелом со стороны противника. В этой ситуации особую роль играли снайперы, перед которыми стояла задача деморализовать врага, отстреливая тех, кто неосторожно высунется из укрытия.
Так как сами они также не хотели подвергать свою жизнь опасности, были изобретены перископные винтовки. Эти самодельные конструкции использовали широкий спектр инженерных решений, однако были у них и общие элементы. Винтовки устанавливались на некоем подобии рамы и поднимались над траншеей. Видеть происходящее вокруг позволяло зеркало, прикрепленное непосредственно перед штатным прицелом. Как правило, винтовки оснащались увеличенными магазинами. Оружие выглядело необычно и откровенно неуклюже, но оказалось довольно эффективным и точным. Известно, что военные умельцы экспериментировали с установкой на похожие рамы пулеметов и даже пистолетов.