На планете Земля не сыщется химической реакции красивее, полезнее и опаснее огня. Чтобы она началась, требуются всего три вещи: топливо, тепло и кислород. Любой взрослый человек знает, что прекрасно горят, например, дерево, бумага или газ. Однако для многих будет настоящим открытием то, что полыхнуть могут материалы и предметы, которые мы считаем совершенно безопасными. Сегодня вы узнаете о пяти из них.
Чтобы поджечь что-то, требуется значительное количество тепла. Оно передает кинетическую энергию молекулам топлива, в результате чего те теряют связь между собой, переходят в газообразное состояние и вступают в реакцию с содержащимся в воздухе кислородом. Это порождает ещё большее количество тепла, после чего запускается самоподдерживающаяся цепная реакция, именующаяся огнем. Минимальная температура, при которой она становится возможна, называется точкой вспышки. Это значение разнится в зависимости от материала. Если оно превышает 37.8 градусов по Цельсию, вещество считается горючим. К этому разряду относятся, в частности, дерево и бумага. В том случае, если точка вспышки ближе к комнатной температуре, материал называется легковоспламеняющимся. Это, например, спирты, чьи пары быстро испаряются и склонны к возгоранию.
В общем и целом, чем ниже значение точки вспышки, тем легче загорается та или иная субстанция. Однако у первого фигуранта нашего списка оно является довольно высоким. Это самая обычная мука. Она кажется совершенно безвредной, но при определенных обстоятельствах становится взрывоопасной. Одним из основных её компонентов является крахмал. Это углевод, окисление которого высвобождает энергию, накопленную в связях между молекулами углерода и водорода. В обычном своем виде мука горит очень плохо, однако все кардинально меняется, когда она рассеивается в воздухе.
Физика процесса в данном случае элементарна. Частички муки очень малы, поэтому обладают большой площадью поверхности на единицу массы. Находясь во взвешенном состоянии, они контактируют со значительным объемом кислорода. Кроме того, они мгновенно сгорают сами и поджигают соседние крупинки. Даже по этому описанию понятно, что одной искры может хватить, чтобы спровоцировать настоящий взрыв. Инциденты подобного рода регулярно происходят на предприятиях, производящих и хранящих муку, однако один из самых показательных произошел в аквапарке – в 2015 году на Тайване. Здесь традиционно проводится фестиваль, в ходе которого люди подбрасывают в воздух окрашенную в разные цвета кукурузную муку. В интересующем нас случае это облако вспыхнуло огромным огненным шаром, в результате чего пострадали сотни участников праздника. К счастью, при использовании в кулинарии мука совершенно безопасна, так как ее практически всегда замешивают в воде. Если не распылять её в воздухе рядом с открытым источником огня, взрывов и пожаров можно не опасаться.
Большинство средств для снятия лака с ногтей и прочие бытовые пятновыводители содержат ацетон, который после использования легко смывается водой. Со своей прямой задачей он справляется великолепно, но обладает довольно неприятным недостатком – он легко воспламеняется. Точка вспышки у этого органического вещества составляет -18 градусов по Цельсию. Горючесть ацетона, как и в предыдущем случае, вызвана солидным запасом энергии внутри углерод-водородных связей.
Молекулы жидкого ацетона не слишком сильно взаимодействуют друг с другом и склонны к испарению. Именно поэтому среднестатистическое средство для удаления лака обладает резким отчетливым запахом. Как это стало ясно на предыдущем примере, если воздух наполняется достаточным количеством крошечных частичек того или иного материала, они довольно легко загораются. В прошлом нередки были случаи, когда прекрасные дамы, счищавшие остатки лака рядом со свечой, получали нешуточные ожоги в результате воспламенения ацетона.
Вызвать пожар могут также материалы, которые сами по себе не являются ни горючими, ни легковоспламеняющимися. Это, в частности, относится к стеклу. В данном случае источником опасности становится физика, а не химия. Проходя через этот материал, свет замедляется и искривляется, подчиняясь так называемому «закону Снеллиуса». Практически любой изогнутый участок стекла фокусирует его лучи. Особенно очевидно это на примере лупы, с помощью которой многие из нас в детстве поджигали бумагу, муравьев или тополиный пух. Проблема в том, что при некоторых условиях тот же самый эффект могут дать стеклянные шары, вазы, зеркала и даже, при недосмотре проектировщиков, окна городских зданий.
За долгую историю человечества эти предметы, находясь под прямыми лучами нашей звезды, спровоцировали огромное количество пожаров. Особенно эффектно в данном контексте выглядит инцидент, случившийся в 2013 году в Лондоне, где выпуклые стекла одного из небоскребов каждый день в течение двух часов концентрировали солнечное излучение на небольшом участке на соседней улице. Это привело к повреждению нескольких припаркованных автомобилей, после чего здание пришлось снабдить солнцезащитными козырьками.
Некоторые субстанции, использующиеся в домашнем хозяйстве, могут загореться даже без внешнего источника тепла, то есть фактически сами по себе. Это, например, льняное масло. Его наносят на деревянную мебель, чтобы защитить её и сделать более отчетливыми приятные человеческому взору узоры. Масла вообще характеризуются превосходной горючестью, но льняное, как уже сказано, отличается тем, что иногда его даже не надо поджигать. Связано это с особенностями высыхания. Если у большинства масел оно происходит в результате испарения воды или других растворителей, то у льняного имеет место окисление, а это тот же самый процесс, который поддерживает любое пламя.
Это не означает, что льняное масло постоянно вспыхивает, так как в подавляющем большинстве случаев ему не хватает тепла для поддержания реакции. Но оно худо-бедно «греется» самостоятельно, и при особых условиях это может привести к возгоранию. Особенно актуально это для мебельных цехов, где рабочие наносят масло на изделия тряпками, которые затем складываются в одну кучу. Совместного тепла, генерируемого ветошью, часто оказывается достаточно для самовоспламенения. За примерами здесь тоже не нужно далеко ходить. Самым известным из них представляется крупный пожар в Филадельфии в 1991 году, в результате которого пришлось тушить высотное здание.
Россияне среднего и старшего поколения прекрасно помнят, насколько обычным делом было поджигать мячики для пинг-понга лет двадцать назад. В свое время бытовало заблуждение, что горючестью эти шарики обязаны какому-то особому газу, содержащемуся внутри, однако затем выяснилось, что там обычный воздух. На самом деле данное свойство принадлежит целлулоиду, из которого они изготавливались примерно до 2020 года. Это легкий и прочный материал. У него довольно высокая точка вспышки (175°C), но, достигнув её, он возгорается самостоятельно.
Целлулоид обязан своими горючими свойствами нитроцеллюлозе, которая в 19 веке стала альтернативой пороху. В свое время американские промышленники обнаружили, что добавление воска превращает ее в твердый и прочный материал. Целлулоид стал одной из первых пластмасс, получивших массовое применение. Он долгое время использовался при производстве кинопленки, из-за чего та с прискорбным постоянством загоралась внутри проекторов. Огнеопасность этого материала, собственно, и стала причиной его выхода из употребления. Мячики для пинг-понга до 2014 года были неким исключением, но в конечном итоге их производители были вынуждены подчиниться общей тенденции. Основным аргументом стал риск возгорания при транспортировке крупных партий этого товара. Сегодня целлулоид в промышленном производстве практически не применяется. Исключение составляют разве что медиаторы для игры на гитаре.