Члены монарших фамилий всегда убеждены в своей уникальности и исключительности. Это естественным образом приводит их к мысли, что и потомство у них выходит более качественным, чем у всех остальных жителей страны. Только родные сыновья или, на худой конец, дочери сохранят наследие, не сойдут с правильного пути, достигнут великих целей...
История свидетельствует о том, что подданные часто были согласны со своими правителями. Люди с нетерпением ждали появления на свет наследника престола. Если королевской семье долго не удавалось произвести его, общественное мнение начинало недовольно бурлить. Большая часть осуждения, естественно, доставалась представительнице слабой половины человечества. В 16 веке во Франции подобная ситуация сложилась вокруг Генриха II из правившей уже около 200 лет династии Валуа. За десять лет брака он так и не смог дать Франции наследника престола, и по стране поползли слухи о бесплодии его жены. Дофин начал подумывать о разводе, в результате которого его супругу ждало изгнание или даже заточение в монастырь. Семейной паре нужно было что-то срочно предпринимать.
Генрих II родился 31 марта 1519 года. Он был четвертым ребенком и вторым сыном Франциска I. Франция в то время участвовала в Итальянских войнах (1494-1559). В 1525-ом она потерпела болезненное поражение в битве при Павии, в результате которой король попал в плен и был вынужден уступить испанцам, основному своему противнику, территории в Италии и Фландрии. Франциск провел около года в заточении, и оно ему, видимо, смертельно надоело. Он достиг соглашения о своем освобождении в обмен на двух сыновей. Семилетний Генрих вместе со старшим братом «переехал» в Мадрид, а «заботливый» отец проследовал в обратном направлении.
Будущий монарх провел в заложниках четыре года. Он вернулся домой угрюмым подростком, плохо говорившим по-французски. К нему была приставлена тридцатилетняя наставница, которая должна была вернуть мальчику душевное равновесие. Красавицу звали Диана де Пуатье. Поначалу женщина искренне заботилась о Генрихе, став ему кем-то вроде второй матери. Однако вскоре она овдовела, а будущий король, как и положено природой, подрос. Спустя пять лет, когда наследник престола был уже женат, они стали любовниками. Эта связь продолжалась до самой смерти Генриха.
Тем временем, Франциск I искал законную жену для своего сына. Тот был вторым в очереди на престол, поэтому его брак рассматривался как возможность заключить выгодный политический союз. Стремясь вернуть влияние в Италии, потерянное после битвы при Павии, французский король выбрал невестой для сына четырнадцатилетнюю девочку по имени Екатерина из флорентийской семьи Медичи - одной из самых богатых и влиятельных во всей Европе. Огромное приданое избранницы обещало наполнить французскую казну, которая к тому времени была практически пуста.
Екатерина Медичи появилась на свет 13 апреля 1519 года. Уже через три недели она осталась круглой сиротой, потеряв и отца, и мать. Девочке повезло, что её дядей был папа Лев X. Он взял над ней опекунство и перевез в Рим. В 1527-ом Вечный город подвергся разграблению, и Екатерина вместе с тетей, воспитывавшей её, вернулась во Флоренцию. Спокойствия не удалось найти и здесь. В том же году город восстал против Ватикана, и девочка, как член семьи врага, была заключена в монастырь. В 1530-ом ещё один дядя Екатерины, папа Климент VII, отправил на усмирение Флоренции 30-тысячное войско. Девочку освободили и доставили в Рим. Через пару недель она была обручена с Генрихом. Приданое невесты состояло из очень крупной денежной суммы, значительного количества драгоценностей и четырех итальянских городов.
Свадьба состоялась в Марселе 28 октября 1533 года. Согласно воспоминаниям гостей мероприятия, на невесте было столько драгоценных камней, что никто не смог понять, какого цвета у неё платье. Франциск I, наблюдавший за первой брачной ночью своего отпрыска, позже заявил двору, что «каждый из них проявил доблесть в этом рыцарском поединке». К сожалению, семейное благополучие продлилось недолго. Дядя Екатерины, папа Климент VII, умер на следующий год, а его сменщик отказался отдать богатое приданое невесты. Король Франции, по существу, остался с пустыми руками. Жители страны прозвали принцессу «купеческой дочерью», а ее муж закрутил роман со своей наставницей - потрясающе красивой, уверенной в себе Дианой де Пуатье.
Екатерина вряд ли могла как-то повлиять на эту ситуацию. При этом Диана настаивала на том, чтобы Генрих делил постель со своей законной женой с целью производства потомства. В 1536 году, после смерти старшего брата, Генрих стал дофином Франции, то есть первым претендентом на престол. Это ещё больше обострило проблему рождения наследников. Французы были уверены, что в их отсутствии был виноват не их соотечественник, а пришлая итальянка. Накаляющаяся обстановка, естественно, удручала Екатерину. Желая покончить с этим безумием раз и навсегда, она отправилась к королю Франциску. Рыдая, она бросилась к его ногам и заявила, что готова отойти в сторону ради женщины, которая сможет родить детей Генриху.
Монарха этот великодушный поступок растрогал до слез. Он заявил Екатерине, что та стала женой дофина по воле божьей, и не ему с этим спорить. Девушка получила поддержку и отсрочку, но боялась, что и та и другая будут лишь временными. Главной её проблемой было то, что Генрих не был слепым. Принцесса была очень непривлекательна. По воспоминаниям одного из послов при дворе французского короля, её лицо было похоже на «деревянную доску». О чем можно говорить, если Генрих перед исполнением супружеского долга приводил себя в «боеготовность» в покоях Дианы? «Отмучавшись», он тут же уходил к любовнице, в объятиях которой проводил остаток ночи.
Пытаясь справиться со своей проблемой, Екатерина окружила себя врачами, астрологами, алхимиками и провидцами. Ей гадали на картах Таро, увешали амулетами, поили снадобьями. Она пила мочу мула, которая, согласно тогдашним поверьям, излечивала от бесплодия, но никогда не ездила на этом животном, не способном производить потомство. Также, следуя советам средневековых шарлатанов, она лечила свой «недуг» мочой беременных животных, ела высушенные и растертые в порошок гениталии кабанов и кошек, добавляла множество разных трав в пищу и вино.
Когда один из знахарей посоветовал выпить растворенную в воде смесь из истолченного рога единорога и слоновьей кости, она сделала это - заменив ингредиент, принадлежащий явно мифическому существу, на кобылье молоко, кроличью кровь и овечью мочу. Не обошла Екатерина своим вниманием и другой рецепт - левая задняя лапа ласки в уксусе. В качестве некоей вишенки на торте в этом безумном ассортименте средств средневековой медицины следует, наверное, упомянуть дурно пахнущий компресс на основе измельченных оленьих рогов и коровьего навоза, который принцесса прикладывала к своим гениталиям за некоторое время до соития. Можно только представить, с каким настроением несчастный Генрих всякий раз приближался к жене, чтобы исполнить супружеский долг.
Отчаявшись добиться желаемого с помощью вышеописанных методов, Екатерина совершила ещё один очень смелый поступок. Несмотря на возражения фрейлин, она приказала просверлить дыры в потолке спальни своей соперницы Дианы де Пуатье. Наблюдая за утехами мужа и его любовницы, она намеревалась усовершенствовать свое поведение в постели. И уже первые сеансы подглядывания показали, что Генрих делает с той совсем не то, что на супружеском ложе. В 1537 году во время военного похода на родину жены, в Италию, восемнадцатилетний дофин похвастал перед товарищами, что стал отцом незаконнорожденной дочери, хотя провел с её матерью всего одну ночь. На следующий год он признал ребенка – как кажется, чтобы подтвердить свою способность к отцовству. Девочку назвали Диана - в честь любовницы наследника престола.
Современные исследователи склоняются к мнению, что причиной семейных проблем королевской четы была врожденная аномалия строения полового члена Генриха. При жизни его обследовали два врача, которые диагностировали гипоспадию. Об этом упоминается в биографиях монарха - одна из них была написана в 16-ом, а другая - в 17 веке. Гипоспадия - это дефект, при котором отверстия полового члена находятся на нижней стороне пениса, а не на его кончике. Ей часто сопутствует хордея - еще одна врожденная аномалия, при которой член загибается вниз. Эти отклонения действительно затрудняют оплодотворение, так как семя доставляется немного не туда, куда положено природой.
Дошедшие до нас источники не говорят о том, насколько серьезным был дефект у будущего короля Франции. Но так как Генрих все же обратился за медицинской помощью, можно предположить, что он испытывал серьезные неудобства во время полового акта. Как бы то ни было, врачи порекомендовали дофину поэкспериментировать с позами при соитии с супругой и прописали Екатерине снадобья с содержанием мирры. Диана, прекрасно знакомая с дефектом Генриха, посоветовала любовнику входить в жену сзади - в позе «левретки».
О том, что проблема успешно разрешилась, Париж с восторгом узнал летом 1543-го, когда горожанам сообщили о беременности Екатерины. 19 января 1544 года она произвела на свет сына, которого в честь деда назвали Франциском. Диана де Пуатье присутствовала при родах. Впоследствии Екатерина родила еще десятерых. Эркюль, восьмой по счету ребенок и последний выживший из них, появился на свет в мае 1554 года. Считается, что в том же году королева, всегда свято верившая астрологам, пригласила к себе Нострадамуса. Тот якобы предсказал, что все ее сыновья станут королями, но она переживет их всех. Пророчество сбылось довольно точно. Сын Людовик умер в младенчестве. Трое других побывали королями - это Франциск II, Карл IX и Генрих III. Екатерина была регентшей у первых двух и имела серьезнейшее влияние на политику государства при третьем. Она умерла в 1589 году, пережив своего скоропостижно скончавшегося мужа ровно на тридцать лет.