В середине прошлого века в США возникла секта, члены которой убедили себя в том, что 21 декабря 1954 года все человечество погибнет в результате второго Всемирного потопа. Многие из тех, кто состоял в ней, бросили работу, избавились от всего имущества, приготовились к встрече с богом. Однако 22 декабря, как положено календарем и природой, все же наступило.
Можно только представить, каким разочарованием это стало для людей, уже представлявших себя в «лучшем мире». Уничтожающее чувство неудовлетворенности пожирало их изнутри в течение очень долгого времени. Но нет худа без добра. Социальный эксперимент, который по собственному скудоумию устроили религиозные фанатики, внес огромный вклад в психологию. Дело в том, что в секту тайно проникли трое ученых соответствующего профиля, один из которых, Леон Фестингер, впоследствии дал название мысленному конфликту, возникшему у верующих людей. Оно звучало как «когнитивный диссонанс», и сегодня изучению этого феномена посвящается множество разнообразных исследований.
Более чем вероятно, что и вы испытывали это неприятное ощущение. Однако психологи сходятся во мнении, что когнитивный диссонанс - это не всегда плохо. Он может стать основой личностного роста. По крайней мере, если человек знает, как распознать это состояние и что с ним делать. По своей сути это беспокойство, возникающее при наличии ложных убеждений или отклонений в поведении. Чаще всего оно появляется при столкновении с суровой правдой жизни, противоречащей ощущению себя, как личности, или тому, во что индивид верил в течение долгого времени. Когнитивный диссонанс может возникнуть, например, если человек считает себя максимально объективным и непредвзятым, но затем по итогам психологического теста понимает, что у него есть масса скрытых предубеждений.
Этот мысленный дискомфорт можно заметить и в физической работе мозга - в частности, по активности в областях, отвечающих за отслеживание ошибок, участвующих в управлении когнитивной деятельностью, обрабатывающих эмоции, в том числе гнев и отвращение. Естественно, понимание того, как мозг реагирует на стресс, не облегчает ни этих чувств, ни процесса осознания ошибок. Здесь многое зависит от психического феномена, который носит название «сопротивление изменениям». Он непосредственно связан с целым набором факторов. Это и приверженность своим заблуждениям, и степень удовольствия, доставляющегося человеку неправильным поведением, и количество неудобств, которые следует претерпеть, чтобы изменить себя.
Представьте, что вам очень близки идеи защиты окружающей среды. В какой-то момент вы узнаёте, что компания, в которой вы работаете, варварски загрязняет её и отказывается менять свое неблаговидное поведение. Если вы не держитесь за свое место и легко можете зарабатывать деньги где-то ещё, то выразить свое неудовольствие, громко хлопнув дверью, не составит труда. Если же вы прикипели душой к своей компании, владеете её акциями или работаете в ней много лет, уйти будет сложнее. Сопротивление изменениям будет гораздо выше.
Одним из способов устранения препятствий подобного рода является смена убеждений, например, отказ от переживаний за состояние окружающей среды. Если это нереально, мозг начнет перебирать другие стратегии, призванные уменьшить беспокойство. Возможно, он попытается стать на путь рационального мышления, находя положительные стороны работодателя. Или вспомнит нечто такое, на фоне чего ваша компания будет смотреться не таким уж монстром. В частности, в голову могут прийти аргументы о том, что она создает рабочие места и улучшает качество жизни для большого количества людей. Также вы можете вспомнить о крупных экологических катастрофах, по сравнению с которыми вред, наносящийся природе вашим нанимателем, кажется сущим пустяком, не стоящим внимания.
Это, конечно, всего лишь отстраненная иллюстрация. В бурном потоке новостей и событий, в который мы погружены с головой, когнитивный диссонанс дает знать о себе очень часто. Соответственно, разум человека прибегает к разным способам реагирования на это неприятное душевное состояние. Одна из самых частых тактик уклонения от тяжких дум описывается теорией селективного влияния, которая утверждает, что мы склонны прислушиваться к информации, удовлетворяющей нашим представлениям, и отвергать ту, что идет вразрез с нашим мировоззрением.
Исследования показывают, что человеческий мозг способен искажать воспоминания, чтобы смягчить ощущение непоследовательности и ложности наших суждений. В 2014 году были опубликованы результаты психологического эксперимента, в ходе которого студентов, выступавших против увеличения платы за обучение, попросили написать эссе о положительных последствиях подобного шага. Выполнив задание, многие учащиеся стали сторонниками именно этого подхода. При этом некоторые из них забыли, что когда-то были категорически против увеличения ценника за услуги образовательного учреждения. Наконец, самый простой выход из ступора когнитивного диссонанса заключается в полном игнорировании той информации, которая вызывает дискомфорт. Нам очень не нравится чувствовать собственную непоследовательность, и мы делаем все возможное, чтобы избавиться от этого ощущения.
В заключение стоит отметить, что когнитивный диссонанс может быть полезен. Его преодоление позволяет нам совершенствовать свою личность и учиться принимать более правильные решения. Но чтобы добиться этого, надо обойти хитроумные уловки, на которые идет ищущий комфорта мозг. Как это сделать? Психологи рекомендуют обращать внимание на реакцию, возникающую при получении неприятной информации. Всегда пытайтесь найти в ней элементы предвзятости. Сознательно подвергайте сомнению обоснованность своего ответа и анализируйте его. Кроме того, не помешает проверить фактологическую основу своих действий и убеждений, благо проблем с быстрым получением достоверной информации в наше время возникать не должно. Только так можно разоблачить те уловки, к которым прибегает мозг, чтобы облегчить внутренний шок от когнитивного диссонанса.